История кокандского ханства
В ходе завоевания Средней Азии каждыми узбеками и образования Шейбанидского государства был нанесён сокрушающий удар государству феодальной верхушки, подвластной Темуридам.
Политическая обстановка на протяжении более чем трёх столетий (до середины XIX в) характеризуется дальнейшим, всё усиливающимся дроблением страны и кровопролитными феодальными усобицами.
В XVI веке образуются два самостоятельных ханства: Бухарское и Хивинское, постоянно враждовавшие между собой. С XVII в от Бухарского эмирата отпадает Фергана, на территории которой возникает самостоятельное Кокандское ханство.
Характерной особенностью Ферганской долины являлось то, что здесь вплоть до XIX в не было единого земледельческого оазиса. Вследствие господствовавшей прежде политической раздробленности, Фергана долго состояла из ряда отдельных оазисов, и каждый из них орошался водой особой горной речки, являющийся притоком реки Сырдарьи, государством небольших каналов, расходящихся веером от места выхода её из гор. Отдельные оазисы подобного рода были, как правило, политически и экономически изолированы друг от друга, составляя территорию особого феодального владения, во главе которого стоял глава какого-нибудь узбекского племени. Первоначально наиболее крупные оазисы подобного рода располагались в западной части Ферганской долины, которая ранее её других частей была освоена в земледельческом отношении и имела многочисленное население. Ведущее значение среди них получил со временем наиболее обширный и густо населённый Сохский оазис, центром которого в XVIII в являлся город Коканд, столица будущего ханства. В виду экономического превосходства Сохского оазиса над остальными оазисами Ферганы, кокандские феодальные власти в лице племени Минг, являлись и в политическом отношении наиболее сильными среди других феодалов Ферганы. Именно поэтому они и выступили в качестве объединителей Ферганы, подчинив в течение второй половины XVIII века все остальные более слабые феодальные владения, расположенные на территории Ферганской долины.
С возникновением Кокандского ханства и объединением Ферганской долины в единое политическое целое, в ней впервые за всю историю было развёрнуто строительство ряда крупных каналов, при помощи которых использовались ресурсы основных водных магистралей долины - рек Нарын и Карадарьи. Эти каналы предназначались как для подпитывания уже существовавших ирригационных систем, так и для орошения новых земель, которые находились вне сферы командования прежних систем и не использовались для земледелия.
Только с этого времени Ферганский оазис превратился в единое целое, культурные земли, окружающие центральную пустынную часть долины слились в почти сплочённое кольцо. Другим экономическим стимулом хозяйственного подъёма Ферганы в конце XVIII- начала XIX в явилось усиление торговли с кочевниками, Бухарой, Персией, Индией, Кашгаром и особенно с Россией. В результате ферганские города, в особенности Коканд, Андижан, Наманган, Маргилан стали крупными торгово-ремесленными центрами. Всё это привело к политической консолидации в этой области.
Первым правителем Коканда являлся Шахрух из династии Минг, который правил 12лет с 1709 по 1721г. В то время его государство включало в себя территории Коканда, Исфары и окрестности Маргилана.
До 1732 г. Постоянным местопребыванием хана был кишлак Декан – Тода. Примерно в это же время было положено первое основание городу Коканду.
В 1721 г. На трон был посажен Абдурахимбий, сын Шахруха. По преданиям, Абдурахимбий убийством своего тестя Акбутабия, независимого правителя Хаджента, начал собирание земель Ферганской долины под главенством города Коканда, носившим тогда название Иски – Курган (а по другим источникам Калъа – и – Роим – бий ). В последующие годы Абдурахимбий утвердил свою власть в Маргилане и Андижане, совершил поход на Самарканд и Каттакурган. Преемник Абдурахимбия его брат Абдулкаримбий, переехал в Коканд в 1733 г. и заново отстроил его.
После завоевания Кашкара китайцами и разгрома ими калмыцкого государства Джунгарии, часть кочевников калмыков двинулась на запад и вторглась в Ферганскую долину Абдулкаримбий дал отпор подступавшим к Коканд калмыкам. В Фергане нашли убежище бежавшие от китайцев кашкарские мусульмане. Население Кокандского ханства пополнели переселенцы из Самаркандского вилоята.
После смерти Абдукаримбия в 1750 г. около года (1751) правил его сын Абдурахман. Он был смещён и ханом назначен Ирдана (сына Абдурахимбия), который также был смещён и вместо него назначен Бабабек (сын Абдурахманбия). Он правил около года, после его заманили в Беш – арык и убили. Ирдана вновь был назначен правителем Коканда.
Ирдана – бий продолжает расширять территорию. В результате чего он, решив присвоить Исфару, вероломно убивает Абдурахмана – батыра, сын которого, Нарбута – бий, спасся, успев бежать в Шахрисабз.
В 1758 г. Ирдана – бий был вынужден признать покровительство Китая. После смерти Ирдана – бия правителем Коканда был провозглашен Сулейман – бек сын Шады – бия он царствовал всего три месяца и был убит в 1762 г. вследствие заговора.
Убийцы Сулейманбека Абдулла – кушбеки и гурум – сарайский хоким Утау – бакаул и ещё несколько представителей кокандской знати уговорили Нарбутабия (сына Абдурахманбия) принять на себя управление и провозгласили его правителем. Нарбутабий правил Кокандским ханством с 1770 по 1800 г. С самого начала царствования он подавил сепаратизм правителей Чуста и Намангана. Затем он одержал победу над восставшим правителем Хаджента и окончательно подчинил этот город. Нарбутабий находился в союзе с Китаем и во враждебных отношениях с Бухарой.
В годы длительного правления Нарбутабия в Ферганской долине сооружались оросительные каналы и увеличивались площади головных земель. Наблюдался рост торгово – ремесленных городов, особенно упрочилось значение Коканда.
Кокандские историки сообщают о дешевизне продуктов и рассказывают о благоприятных условиях для купцов, сложившихся в годы правления Нарбутабия. Дешевизна и порядок, обеспечивающие возможность спокойно заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью считались восточными летописцами первостепенными показателями благоденствия страны.
В связи с дешевизной продуктов на существующую в Коканде «теньгу» можно было купить в избытке продукты, а чтобы купить меньше и получить сдачу не было меньшей монеты. Поэтому Нарбутабий учредил самую мелкую монеты «пулус» и стал чеканить её. Это говорит о том, что в период правления Нарбутабия отсутствовала инфляция и намного повысился уровень жизни населения.
Поэтому в течение более 30 – летнего правления Нарбутабия не зафиксировано ни одного восстания против правительства не считая попытки со стороны Хаджибия, младшего брата Нарбутабия, захватить власть.
Нарбутабий умер в 1801 г. После него правителем стал сын его Алим, который продолжал расширять кокандские владения. Им была покорена долина Ангрена, Чимкента, Сайрам, вся Ташкентская область – важнейшие пункты на караванных путях в Россию. Алим, видя что его государство уже вполне обособилось и настолько сильно, что может противостоять Бухаре, принял титул хана, а его государство получило официальное название Кокандского ханства со столицей в городе Коканде.
Первые шаги Алимхана после объявления себя ханом ознаменовались устранением своих как дальних, так и ближайших родственников, которые, по его мнению, могли быть для него сколько – нибудь опасными. Стремление Алимхана к созданию сильного централизованного государства посредством лишения всякой самостоятельности некоторых покорённых ещё его отцом бекств, а также присоединение новых территорий уже в самом начале XIX в объединило всю Фергану и положило начало дальнейшему расширению границ ханства.
При Алимхане усилилось политическое значение Коканда. Он создал наёмное войско, состоящее, в основном, из таджикских горцев: карателинцев, шугнанцев, бадахшанцев, иранцев и т. д. Оно было его опорой в борьбе за централизацию власти и послужило ядром созданной им большой армии.
При Алимхане устанавливаются первые торговые отношения с Россией, которые, правда, пока не получили развития, так как между ними ещё не были установлены официальные дипломатические отношения и обеспечивалась безопасность пути для караванов Алимхан был своеобразной исторической личностью, который предпринял ряд шагов по реорганизации религиозных устоев. Например, он упразднил религиозное звание «ишан», нищим и так называемым «каландарам» (отшельникам) ,раздавал земельные участки и скот, тем самым привлекая их к общественно полезному труду. С целью проверки правдивости молитв и высказываний отдельным религиозным деятелям устраивал экзамены и уличённых во лжи наказывал. Закрепление новых территорий за Кокандским ханством потребовало введения твердого управления, территориального деления всех впадений, при непременном условии гибкости административного аппарата на местах. С этой целью, следуя некоторым принципам деления Бухары на определённые административные районы, Кокандское ханство было поделено на вилояты, для управления которыми на основе непосредственного и неукоснительного подчинения хану назначались «хакимы» из наиболее преданных лиц, а также из числа ближайших и дальних родственников хана. Эти крупные административные деления в свою очередь распадались на более мелкие территориальные единицы, именовавшиеся бекствами и серкерствами. Во главе этих административно – территориальных делений стояли беки, подведомственные в своих действиях хакимам вилаятов. Как первые, так и вторые назначались на эти должности непосредственно ханами, на что выдавался особый «фарман», скрепленный собственной печатью хана. Более мелкие города и кишлаки управлялись аксакалами, назначение которых находились в ведении хакимов или беков.
Реакционное религиозное духовенство, оставшись недовольным этими действиями Алим – хана и воспользовавшись недовольством части населения из-за частых военных действий, а также тем, что хан находился в Ташкенте, распустило ложных слух, что Алимхан убит. На трон был посажен его родной брат Умар. Алимхан, узнав об измене, направился кратчайшим путём в Коканд, по дороге к которому была поставлена засада. Алимхан был застрелен в 1810 г. в местечке «Олти - куш». Умархан, как и его предшественники продолжал расширять территорию ханства. Были завоеваны Ура – Тюбе, Туркестан и ряд других небольших городов севернее Ташкента. Взятие Туркестана повлекло за собой переход под власть Коканда прилегающих казахских степей почти до устья Сырдарьи, на месте пересечения караванных путей из Ташкента, Бухары, Хивы, на Оренбург. Кокандцами было построено укрепление Ак – мечеть, имевшее важное стратегическое значение на севере ханства. В годы правления Алимхана, а затем Умархана, Кокандскому ханству удалось добиться некоторых успехов в создании и укреплении централизованной ханской власти.
В экономической жизни ханства и создании единого рынка большое значение имела чеканка монет. В конце правления Умархан провёл денежную реформу, после которой стали выпускаться медные пули, высокопробные серебряные теньги и золотые тилло.
Период правления Умар – хана характеризуется развитием литературы и искусства, а также восстановлением всех религиозных устоев и преимуществ духовенства, в руках которых практически сосредоточилась вся власть. Они под прикрытием адата и шариата подавляли малейшие проявления недовольства в свой адрес.
Умархан также продолжал действия прежних ханов по расширению территории ханства.
В период правления Умархана была сделана попытка установить дипломатические связи с Россией. С этой целью в Петербург было направлена кокандское посольства, однако по возвращении в ханство один из них умер от болезни, а другой был убит солдатам, сосланным на поселение в Петропавловск. Для улаживания этого инцидента в мае 1813 г. в Коканд направили Назарова Ф., который был задержан ханом до выяснения обстоятельств и причин убийства посла . Назаров Ф. прожил в ханстве около года и вернулся в Россию в октябре 1814г.
В 1818г. за постройку соборной мечети Джами в Коканде Умархану присваивают религиозный титул Амир – уль – муслим (повелитель правоверных). Умархан умер в 1822г. и ханом был провозглашён его сын Мухаммад Али (Мадали), которому было 16лет. По словам В. П. Наливкина, : «это был мальчик своенравный, избалованный, капризный, злой, испорченный нравственно и физически лестью придворных и вином, и женщинами, и примером окружавшей его придворной жизни».
В период его правления территория Кокандского ханства расширилась: были покорены таджики южного предгорья Алая, полностью покорён Каратыгин и номинально – Дарваз, Шугнан, Рашан и Вохан. На протяжении 1826-1831 гг. были организованы походы на Кашгар, в результате чего китайцы были вынуждены разрешить Мухаммед Али – хану собирать пошлину в Кашкаре. За это Мухаммед Али – хану присваивают религиозный титул газы. Он вывез из Кашгара 70000 кашкарских мусульман. Согласно Кокандско – Китайского договора 1832 г. кокандцы получили право на назначение аксакалов в Кашгара, которые стали заниматься сбором пошлин с товаров, привозимых в Кашгар.
При правлении Мухаммеда Алихана резко ухудшились кокандско – бухарские отношения. Смутами и недовольством в ханстве воспользовался Бухарский эмир и в 1842 г. он занял Коканд. Народные массы, феодалы и войска не поддержали Мухаммеда Алихана. В ноябре 1841 г. он отрёкся от престола в пользу своего младшего брата Султан Махмуда. Однако в апреле 1842 г. Бухарский эмир Насрулла завоевал Коканд и казнил Султан Махмуд – хана, его старшего брата, бывшего Кокандского хана Мухаммед Али и их мать Надиру – знаменитую поэтессу.
Кокандское ханство было присоединено к Бухаре. Но спустя 3месяца в Коканде вспыхнуло восстание. Кокандцы в союзе с кипчаками, кочевавшими в Фергане, провозгласили ханом Шерали, который первым делом взялся возводить оборонительные стены вокруг Коканда. Попытка бухарцев взять Коканд осадой окончилось неудачно Хаджент, затем Ташкент добровольно подчинились Коканду. Таким образом, были восстановлены границы Кокандского ханства Кипчаки, содействовавшие вступлению Шералихана на престол и свержению власти бухарцев заняли первенствующие положение в государстве. Их племенные вожди старались получить высшие посты в ханстве но, так как хан не хотел этого, кипчаки подняли восстание, разбили в нескольких сражениях ханские войска и двинулись в Коканд. Совет кипчакских старшин постановил сохранить на престоле Шералихана, а главнокомандующим сделать главу кипчаков Мусульманкула. Узнав о восстании, эмир Насрулла двинулся с войсками на Коканд. Мусульманкул вошёл в доверие эмира и уговорил его разрешить ему поехать в Коканд, чтобы убедить население подчиниться эмиру. Попав в Коканд, Мусульманкул призывает население взяться за оружие и принимает энергичные меры для организации Кокандского гарнизона из кипчаков и забрал всю власть в свои руки. Предпринятый эмирам Насруллой поход опять закончился неудачей.
В 1845 г. часть Кокандской знати, недовольная Мусульманкулом и Шералиханом, сговорившись с алайскими киргизами и воспользовавшись отсутствием Мусульманкула, провозгласила ханом Мурада – сына Алихана. Шералихан был убит. Но широкие круги были недовольны переворотом. Находившийся в Оше Мусульманкул, подкреплённый подоспевшими на помощь кипчаками, захватив с собой 13-летнего Худояра, двинулся в Коканд. Город был взят и всего семь дней пробывший на троне Мурадхан был убит. Худаярхана, сына Шералихана, провозгласили ханом.
Вся власть перешла в руки Мусульманкула. Кипчаки массами переселялись из своих аулов в дома непокорных кокандцев. Кипчаки позволяли себе всевозможные насилия над населением. Всё это вызвало большое возмущение. К этому присоединились еще неудачные походы Мусульманкула против правителей Ташкента, Ура – Тюбе и Ходжента.
После поражения он даже не решился вернуться в Коканд. Тогда Худаярхан, опираясь на осёдлоё население края, решил покончить с Мусульманкулом и кипчаками. Утром 9 октября 1852 г. ташкентские войска, вызванные Худаярханом в Коканд, начали избиение кипчаков, к ним присоединились вооружённые горожане. Массовое избиение и преследование кипчаков произошло и в других городах ханства. Было убито более 10 тысяч кипчаков. Мусульманкул был схвачен и казнён. В последствии был убит Маллахан, казнён Шамурадхан, настигла насильственная смерть Султана Саидхана, повешен Пулатхан.
Худаярхан ввёл массу новых налогов и обложений, ранее не существовавших и намного превзошёл своих предшественников по части выколачивания из населения всё больших и больших налогов. Бесчисленные налоги, полное экономические и политическое бесправие сделали невыносимым положение как земледельческого и ремесленного населения, так и кочевого. Так в 1857 г. восстали казахи, кочевавшие в районах Алма – Аты и в 1857 г. вспыхнуло крупное восстание киргизов, проживающих в районах реки Сох.
В конце 40-х и начала 50-х годов XIX в начинается продвижение России в Среднюю Азию. Царские войска занимают берег Аральского моря и часть территории Кокандского ханства.
В 1853 г. генералом Перовским была взята крепость Ак – Мечеть. Но поражение России в Крымской войне на несколько лет задерживало дальнейшее продвижение царизма в Среднюю Азию. В 1864 г. началось широкомасштабное наступление царских войск по двум направлениям: со стороны Оренбурга и Сибири. В этом же году были завоёваны города Туркестана - Авлия – Ата и др., в 1865 г. из завоёванных земель Кокандского ханство была образована Туркестанская область с центром в Ташкент.
В 1867г. Туркестанская область была отделена от Оренбургского генерал – губернаторства и образовано Туркестанское генерал – губернаторство. В результате этого территория Кокандского ханства намного сократилась, а поступление доходов в ханскую казну резко упало. В связи с этим эксплуатация населения усилилась. Росло недовольство широких слоёв населения. Народные выступления происходили как на окраинах, так и в центральных районах Кокандского ханства, Ненависть к хану и к находившемся с ним в союзе русским достигла кульминационного момента.
В 1873 г. вспыхнуло восстание, продолжившееся вплоть до февраля 1876 г. охватившее всю Ферганскую долину.
Восстание встревожило не только хана Худаяра, но заставило насторожиться русское правительство. Царь ввёл свои войска в Фергану. Восстание было жестоко подавлено. 19 февраля 1876г. Кокандское ханство было упразднено и на его территории образована Ферганская область, которая вошла в состав Туркестанского генерал – губернаторства.
ЕВРЕИ В КОКАНДЕ
Один из живописнейших уголков Средней Азии
– Ферганская долина, называемая
также жемчужиной Узбекистана.
С древних времён людей привлекала сюда
вода, плодородная почва и благоприятные климатические условия, а окружающие
долину горные хребты надежно защищали от неприятеля.
Смуты, войны и голод политические и
религиозные преследования, имевшие место на других территориях, а так же надежда
найти заработок, гнали сюда людей не только из сопредельных но и из довольно
отдаленных от Ферганы районов. В результате Ферганская долина к концу 19 –
началу 20 веков превратилось в один из самых густонаселенных и
многонациональных регионов Средней Азии.
Коканд, - один из интереснейших и
своеобразных городов Ферганской долины, расположенный на землях
густонаселенного оазиса, орошаемого многочисленными каналами и арыками, которые
широким веером расходятся от русла горной реки Сох.
В первой половине18 века город
становится столицей Кокандского ханства
Образование централизованного государства и
его связи с соседними странами привели к
подъёму общественно – политической и хозяйственной жизни.
В городах ханства, особенно в его столице –
Коканде, успешно развивались ремёсла и торговля, оживилась культурная жизнь.
В 60 – 70 годах 19 века усиливается
экспансия царской России в Средней Азии. Указом русского царя от 19 февраля
1876 года, Кокандское ханство, завоёванное русскими, прекратило своё существование,
и вошло в состав Туркестанского генерал – губернаторства и на его территории
образовалась Ферганская область.
После завоевания Коканд потерял своё столичное значение. Отныне он стал обычным
уездным колониальным городом российской империи. Но все же этот, второй (после
Ташкента) по величине город, вскоре становится самым крупным
торгово-промышленным центром Туркестанского края. И в этом немалая заслуга
предпринимателей – евреев.
Среднеазиатские евреи издавна жили, в
основном, в Самарканде и Бухаре.
В Ферганской долине они появились
сравнительно недавно. Так, по данным администрации Ферганской области за 1894
год, многие евреи прибыли из Самарканда и Бухары в первой половине 19 века, а
по материалам главного штаба, представленным туркестанским генерал –
губернатором в мае 1899 г.,
в Ферганской области проживало 3113 среднеазиатских евреев, в том числе в
Коканде – 1029.
После присоединения Средней Азии к России тяжёлое положение еврейского
населения было несколько смягчено.
Царское правительство разрешило евреям торговать и на первых порах
всячески поощряло их. Более того, первый
туркестанский генерал – губернатор К. П.
фон Кауфман, видел « высокую полезность их в деле торговой жизни края и
товарообмена с Россией ».
Но отношение колониальной администрации к евреям вскоре изменилось.
Укрепив политическую и экономическую власть в крае, царизм больше не нуждался в
проводниках русской экономики. Это проявилось, прежде всего, в запрещении
приобретать земельную собственность лицами нехристианского вероисповедования,
за исключением коренных жителей. Другое немаловажное ограничение было « о праве
на жительство ». Для евреев – иностранных подданных с 1900 г. была сокращена « черта осёдлости » в
Туркестане. Евреи имели право жить лишь в трёх городах края: Каттакургане,
Петро – Александровске и Оше. После многократных ходатайств еврейских общин,
они получили право жить ещё в трёх городах Русского Туркестана: в Самарканде,
Коканде, Старом Маргилане. Ещё раньше, и при ханской власти, и при царизме,
евреи не имели право жить в сельских местностях.
Существовал даже специальный закон от 3 мая 1882 г., запрещавший евреям
селиться в сельской местности приобретать или арендовать тем недвижимое
имущество. Несмотря на все эти ограничения, роль среднеазиатских евреев в
экономической жизни Ферганской долины, Коканда в том числе, стала довольно
значительной.
В Ферганской области по состоянию на
декабрь 1898 г.,693
торговых и промышленных заведений находились в руках евреев.
Оптовые торговцы из числа евреев, приобретавшие
товары большими партиями у московских фабрикантов, пользовались у них широким и
долгосрочным кредитом.
В какой степени евреи способствовали
укреплению торговой и промышленной жизни Коканда, мы видим из описания множества
фактов о буднях деловых кругов города.
Один из крупных хлопковых магнатов Вадьяев, начинал свою деятельность с продажи
красителей. Старожилы города до сих пор вспоминают историю о том, как однажды
он получил из России два вагона красителей, и в некоторых порошках обнаружился
золотой песок, что послужило основой для его крупных сделок. Вскоре братьями
Вадьяевыми был создан Торговый дом со смешанными функциями, объединяющими
скупку хлопка – сырца и его переработку. Торговый дом братьев Вадьяевых имел в год свыше 2
000 000 пудов своих семян. Вадьяевы
построили в Коканде в 1910 г.
маслобойный завод, крупнейший в крае , оборудованный современными механизмами,
в том числе 42 литерными и 12 прессовальными машинами, одним паровым двигателем
мощностью 1500 лошадиных сил, 17 механизмами, работавшими на нефти и 9
электродвигателями. На заводе трудились 185 рабочих. Предприятия Вадьяевых
располагались, в основном, в Старом городе.
Продолжая расширять дело, Торговый дом
братьев Вадьяевых при содействии Русско-Азиатского банка был преобразован в Вадьяевское
торгово-промышленное товарищество на паях, устав которого был утверждён
Государственным Советом лишь через два года после провозглашения – 13 апреля
1912 года. Товарищество занималось
покупкой и продажей хлопка –
сырца. Оно имело свои отделения в городах крупных населенных пунктах Туркестанского края, девять
хлопкоочистительных заводов, маслобойные и мыловаренные заводы, хлопковые
плантации. Основной капитал товарищества – 3 000 000 рублей,
разделённых на 3 000 паёв, по 1 000 рублей каждый.
На подлиннике Устава написано: « Государь Император устав сей
рассматривал и высочайше утвердить соизволил, в Ливадии, в 13-й день апреля 1912 г. ». О возросшем влиянии Вадьяевых говорит тот факт, что Я. Х.
Вадьяеву присвоено звание – « купец 1-ой гильдии » и он был выбран старшиной
Кокандской биржи.
Летом 1917 г.
местная буржуазия и чиновничество организовали в Коканде благотворительный
вечер в пользу « войны до победы », на котором разыгрывался портрет А. Ф. Керенского. Торг начался с 1 000
рублей, цены постепенно повышались: 5 000, 10 000, 25 000,
40 000….
Портрет за 50 000 рублей выиграл Вадьяев.
В центре Коканда было построено
много особняков частных предпринимателей, но одним из лучших был дом Вадьяевых,
построенный в 1907 г.
Для его строительства Вадьяев приглашал
из Ташкента известного архитектора Г. М. Сваричевского.
Так как дом оказался слишком громоздким для жилья, Вадьяев сдал его в
аренду Московско-учётному и
Сибирско-торговому банкам. Ныне здание занимает хокимият города (городская
управа). К числу лучших особняков центра Коканда принадлежит также
расположенный на другом углу бывшего перекрестка Розенбаховского со
Скобелевским проспектом дом второго « торгового туза » - Р. Т. Потеляхова
(сейчас в этом доме располагается междугородная телефонная станция).
Богатейший коммерсант Коканда, ворочавший миллионами, Потеляхов построил
этот дом в 1907 г.
для молодой жены – француженки.
В 1907 г.
Потеляхов построил также маслобойный завод нового типа. Он становится
потомственным почётным гражданином и купцом 1-ой гильдии. Дела идут как нельзя
лучше и вскоре Р. Потеляхов, его сестра Эстер и потомственный почётный
гражданин Генрих – Эмилий Штекер основали « Потеляховское торгово-промышленное
товарищество на паях в г. Коканде ». Устав товарищества был утвержден 13
декабря 1912 г.
Потеляховское товарищество имело отделения в Андижане, Ташкенте, Ходженте,
Бухаре, Намангане, Кара-Тепе, Ассаке. Товарищество владело
хлопкоочистительными, маслобойными и мыловаренными заводами и землёй в огромных
размерах. Оно занималось также покупкой и продажей хлопка-сырца, коконов, масла
и мыла.
Основной капитал Потеляховского товарищества составлял 2 000 000
рублей, разделённых на 8 000 паёв по 250 рублей каждый. Деятельность
товарищества контролировалась торговым домом « Кноп » и Московским купеческим
банком, которые являлись членами товарищества.
В 1912 г.
местные предприниматели построили новую железнодорожную ветку от Коканда до
Намангана протяженностью 89,6
км. Через год Потеляховское товарищество самостоятельно
построило узкоколейную железнодорожную ветку от Ассаки до станции Ванновской.
Всё это облегчало подвозку хлопка в Коканд, приблизив хлопковые богатства
Ферганской долины к покупателям. Значение Коканда, как крупного торгового
центра и транзитного узла многократно усилилось.
Почувствовав приближение революции, Потеляхов заблаговременно перевёл за
границу на имя германского подданного принадлежавшие ему 2400 акций Потеляховского товарищества на сумму около 30 миллионов
рублей. Органы ВЧК отобрали у этого германского подданного акции товарищества. В
справке сотрудника ВЧК о деле бывшего хлопкового короля Потеляхова, уличённого
в спекуляциях говорится, что «гражданин Потеляхов был арестован по подозрению в
пособничестве контрреволюции в апреле 1918 г.» в справке говорится также, что
«Потеляхов умело использовал трудные для первых лет Советской власти годы»
После безуспешного перевода акций за границу Потеляхов, в ноябре 1917 г., покупает
бездействующую ватную фабрику и получает хлопок для неё. Потеляхов сбывал
хлопок по спекулятивным ценам, реализовав 213 вагонов.
Кроме того, товарищество сумело продать хлопок урожая 1916 г., который стоил 36
рублей за пуд, по ценам урожая 1917
г., когда его стоимость возросла до 118 рублей за пуд.
В справке сотрудника ВЧК отмечено также, что Потеляхов из Таганской
тюрьмы переведён в тюрьму при ВЧК и производится дознание, каким образом
Потеляхову удавалось обходить правила торговли хлопком и кто из служащих
хлопкового комитета и Центротекстиля помогал ему в этом.
Родственники Р. Потеляхова хлопотали об его освобождении, предлагали за
это большие деньги. Когда дело передали председателю ВЧК Ф. Дзержинскому, он
наложил резолюцию следующего содержания: «Товарищу Аванесову.
Вот справка о деле хлопкового
короля Потеляхова. Мы предложили отдать его родственникам, если они нам дадут
за Потеляхова несколько миллионов пудов хлопка.
26.11. Ф. Дзержинский. »
Выпущенный из тюрьмы Р. Потеляхов и его брат Натанель, вскоре, как и
братья Вадьяевы, эмигрировали в США. В 1918 году предприятия Потеляхова и
Вадьяева были национализированы, а товарищества – ликвидированы….
Центр Коканда украшают ещё два особняка. Они принадлежали торговцам
мануфактурой братьям Симхаевым, Або (ныне в его доме расположен нефтяной
колледж) и Мола (особняк занимает педагогический институт). Дома Симхаевых
протянулись на целый квартал, что также свидетельствует о богатстве и широком
образе жизни их владельцев. Оптовой продажей мануфактуры занимался торговый дом
Юсуфа Давыдова и С Иссаханова с сыновьями, мануфактурные лавки на базаре имели купцы Якуб
Ильясов, братья Ю. Ягудаев и Алим Ягудаев.
В 1896 г. в Ферганской долине зарегистрировано 223 крупных
торговца, из них не менее половины- кокандские.
Из еврейской среды выходили комиссионеры, приказчики, маклеры, резники,
ювелиры, парикмахеры, портные, сапожники, повара, пекари, кучеры, прачки, чернорабочие
…
Только евреи занимались крашением пряжи в синий цвет краской индиго
холодным способом.
В Ферганском вилояте работало 6 еврейских школ.
Религия и неблагоприятные исторические условия обрекали евреев на
замкнутый, изолированный образ жизни. Русская администрация писала в прошлом
веке: «… Хотя евреи … не смешиваются с
туземным мусульманским населением вследствие религиозных особенностей, но в
образе жизни, одежде и характере постройки домов мало разнятся от местного
сартовского населения». В Коканде евреи усвоили узбекский язык, а также
локальные особенности ферганской одежды и вообще ферганской бытовой культуры.
Но полного растворения евреев среди местного населения не произошло. Сохранение
ими национального самосознания связано прежде всего с религиозной принадлежностью,
которая играла роль этнодифференцирующего признака.
Многое изменилось при Советской власти. Ослабление роли религии привело
к появлению смешанных браков, что привело к частичной ассимиляции и растворению
евреев в среде других народов, населяющих Среднюю Азию.
Но, вопреки всему, как и во все времена, сохранялся костяк еврейской
общины, люди, которые несмотря на трудности, сумели сохранить еврейский образ
жизни, свою веру.
В годы становления Советской власти, когда всюду свирепствовали голод и
разруха, а тысячи детей потеряли родителей, в Коканде был создан детский дом
под руководством Л. Х. Фейгина. Этого замечательного человека, прожившего такую
недолгую, но яркую жизнь, до сих помнят
люди. Фейгин был замечательным педагогом и в детском доме, названном впоследствии
его именем, нашли кров и тепло беспризорники и сироты, обреченные на гибель.
Многие воспитанники детского дома Л. Х. Фейгина стали впоследствии известными
врачами, педагогами, инженерами, видными деятелями науки и культуры.
В годы Великой Отечественной войны тысячи эвакуированных евреев, потерявших
свои дома и имущество, нашли кров и поддержку в гостеприимном Узбекистане.
После войны многие из них остались в республике, ставшей для обездоленных людей вторым домом.
Советский интернационализм позволял евреям работать во всех сферах
административной и хозяйственной жизни.
В конце 80-х годов 20-века окончательно провалилась идея создания
Великого Советского народа из братских народов и наций. После ферганских событий 1989г. и
вынужденного отъезда турков-месхетинцев из Ферганской долины начался массовый
отток евреев из Ферганской долины они эмигрировали, в основном в США и Израиль
После развала СССР Узбекистан одним из первых стал независимым
государством. Но за многие годы строительства «развитого социализма» был создан
единый хозяйственный организм, связывающий экономику Узбекистана с экономикой
других республик. Гибель этого организма прервала привычные связи, привела в
упадок предприятия, создала многие экономические трудности.
Всё это, несомненно, негативно отразилось
на экономике Коканда.
Но жизнь не стоит на месте. Растёт новое
поколение, для которого СССР – уже история. Строятся новые современные учебные
заведения, магазины, гостиницы, банки, спортивные сооружения. Город
преобразился до неузнаваемости.
В
Коканде имеется более 30 промышленных предприятий отраслей и масштабов.
Государство прилагает огромные усилия
для того, чтобы они заработали на полную мощность.
Государственные программы нацелены на
привлечение иностранных инвестиций. и надежных партнеров.
Приняты новые законы, обеспечивающие
поддержку предпринимателей.
В настоящий момент еврейская община г.
Коканда насчитывает чуть более ста человек. Но и сейчас евреи Коканда –
замечательные люди, это преподаватели, которые воспитали не одно поколение
благородных учеников, медики, бухгалтеры, служащие и конечно же бизнесмены.
Мы
стараемся сохранить свою самобытность, чтим традиции и гордимся принадлежностью
к древнему и многострадальному народу.
Мы стараемся жить и работать на благо
гостеприимного Узбекистана, который мы любим всей душой, страны, ставшей родным
домом для многих поколений наших предков. И в какой бы уголок Земли не
забросила нас судьба, мы всегда с благодарностью будем помнить наш Узбекистан,
нашу Родину, наш Коканд.
|